Поиск по этому блогу

Загрузка...

image created with placeIt by breezi and AMPERGRAM

image created with placeIt by breezi and AMPERGRAM
image created with PlaceIt by Breezi and AMPERGRAM

info

воскресенье, 20 октября 2013 г.

Henchmen. Опричники.

N. Nevrev "Oprichniki".  Н. Неврев "Опричники"

Это эссе о сегодняшнем дне, а не о прошлом, хотя я расскажу немного о прошлом.
Вначале осени 2012 года англичане предположили, что нашли могилу короля Ричарда III, жившего в 15 веке, а потом подтвердили такое открытие вначале 2013 года. 
Известно, что Шекспир утверждал, что король Ричард III убивал родственников в борьбе за власть.
Почти в середине лета 2012 года я написал в блоге о другом английском короле Ричарде II.
Я не говорю о предчувствии потому, что я вспомнил о том, что я прочел в 20 веке, написав статью "Красота может быть ужасной", размышляя в контексте европейской истории, включая современные события в России.
В России также  были монархи, имена которых связаны с убийствами родственников.
Писатели, художники и режиссеры кино посвятили таким событиям романы, художественные полотна и фильмы.
Но сегодня я немного по-другому расскажу о русском царе Иване Грозном, прах которого покоится в Архангельском соборе Кремля недалеко от Собора Василия Блаженного, который царь приказал построить в честь завоеваний.
Известно, что Иван Грозный отменил опричников (oprichniki), которых царь использовал, как палачей внутри страны против мирного населения, потом убедившись в полном бессилии опричников перед внешними противниками.
Деяния опричников можно сравнивать с нацистами во времена Второй мировой войны и с чекистами во времена репрессий в СССР.
Вероятно Иван Грозный не был забыт так, как был забыт Ричард III на 500 лет после того, как сын Ивана Грозного царь Федор приказал пристроить к собору на Красной площади церковь в честь юродивого Василия Блаженного.
И я склонен предполагать, что именно благодаря блаженному собор стоит почти 500 лет, а не благодаря первоначальному замыслу.
Впрочем, народ понял это очень давно, называя собор в честь блаженного, но не царя.
И у меня нет ощущения, что я что-то не договорил в этих историях.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Henchmen. Опричники.» созданное автором по имени http://www.tmbankaudit.blogspot.com, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-NoDerivs» («Атрибуция — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Основано на произведении с http://www.tmbankaudit.blogspot.com.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице http://www.tmbankaudit.blogspot.com.


Комментариев нет:

Отправить комментарий